«Понимание - сознание необходимости, что это так (или должно быть так)»
Мераб Мамардашвили, «Беседы о мышлении»
Размышляю о том, зачем мне идти туда, куда я собираюсь. У меня есть ответ на этот вопрос. Делюсь этой версией со значимым человеком. Говоря, уже слышу ошибку. Пока лишь смутно догадываюсь, в чём она заключается. Вспоминаю историю полуторалетней давности. Один в один. Мне прямым текстом указали на то, где кроется ошибка. И я снова в той же точке. Но сегодня я уже сама догадываюсь, понимаю, в чём дело. Я делаю это по причине. Отматываю назад. Отменяю все причины. И с самого начала собираю смыслы под то, что делаю и чего не делаю. Сложно. Постоянно вплетаются причины, мыслеподобные образования, фрагменты рассуждений, а это не мышление.
Чтобы что-то понимать, важно это выразить в языке. Любым способом — в разговоре, как я в примере выше, тексте, изображении, музыке, фильме. Так можно увидеть свой способ думания, который всегда отражается в выраженном. Исследуя свой язык, можно заметить, какой образ мыслей за ним скрывается — как я думаю и откуда я знаю то, что знаю. Самонаблюдение — это инструмент изменения себя. Это первый шаг к тому, чтобы появилась возможность думать иначе. Вообще думать.
Выявляя внутренние сцепления, мы можем определять, что-то будет или не будет. Не потому, что хочется чего-то для себя, по причине, а по закону. Если мне удаётся убрать направленность — предмет, пространство — место и длительность — время, то я могу поставить во главу угла то, что действительно важно и приблизиться к истинности своих собственных желаний. Так я могу освободиться от мусора и говорить на языке сознания, того сознания, которое вносит ясность, которого нет в этом сознании.